Не затрудняясь с ответом
"Общеизвестные знания я ухитряюсь выразить необщеизвестными способами", - говорит многократный победитель интеллектуальных телеигр Анатолий Вассерман.
Его память набита черт-те чем и кажется абсолютно безразмерной. Его сверхчеловеческая эрудированность рождает умильные шутки типа: "Пять минут созерцания фотографии Анатолия Вассермана увеличивают IQ на 30 процентов". А пошитая по спецзаказу знаменитая вассермановская жилетка с 26 карманами общим грузоизмещением 9 кг! А могучая борода, по которой на любой телеигре Вассерман моментально опознаваем! А его, прости господи, девственность, изумляющая даже членов депутатской комиссии по нравственности с их монашеским целомудрием! Словом, что говорить, Вассерман не только ходячая энциклопедия, но и почти фольклорный персонаж.
"Чем умнее человек, тем крупнее глупость, которую он в состоянии сотворить"
- На вашем сайте я прочитал предуведомление для тех, кто вам пишет: "Оставляю за собой право стереть в своем ЖЖ без ответа любой вопрос, ответ на который либо давал я сам, либо можно найти запросом в Гугле или Яндексе. Буду удалять вопросы, на которые я уже отвечал". Скажите мне, что это за вопросы, чтобы я их не задавал.
- Самый часто задаваемый вопрос: откуда я так много знаю.
- И как вы на него отвечаете?
- Ответ состоит из нескольких пунктов. Во-первых, когда более полувека непрерывно читаешь, позади глаз понемногу накапливается осадок. Во-вторых, все участники интеллектуальных телеигр знают намного меньше, чем кажется со стороны, зато думают намного больше, чем кажется со стороны. Дело в том, что в наших телеиграх вопросы строятся таким образом, чтобы на ответ можно было выйти рассуждениями, отталкивающимися от каких-то общеизвестных и общепонятных вещей. Поэтому к моменту, когда чтение вопроса заканчивается, ответ зачастую уже готов. Но не потому что ты знал его заранее, а потому что успел прокрутить в уме всю цепочку рассуждений. Третье и, пожалуй, самое важное, не только для игроков, но и для телезрителей: громадную роль во всех подобных размышлениях играет цельная картина мира. Два с половиной века назад Гельвеций сказал: "Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов". Таким образом, из одного общего принципа можно выводить великое множество фактов. Благодаря тому, что у меня посредством образования и самообразования сформировалась достаточно цельная и надежная картина мира, я, опираясь на нее, восполняю нехватку тех знаний, которые в отсутствие такой картины были бы абсолютно необходимы.
- Какие еще вопросы вам надоели?
- Очень часто задают чисто личный вопрос: неужели я так и остался девственником? Да, к сожалению, остался. Глупо, конечно, но слово не воробей...
- Вы дали когда-то обет целомудрия?
- Это было заявлено в пылу спора на достаточно абстрактную тему и стало одним из доводов. Довод глупый, но что поделаешь.
- Сколько лет вам было тогда?
- Семнадцать. Думаю, если бы я был на пару лет умнее, я бы такую глупость не сделал. Но вообще говоря, чем умнее человек, тем крупнее глупость, которую он в состоянии сотворить.
- Почему же в течение всей последующей жизни вы не исправили эту глупость?
- Потому что обещал.
- Самому себе или тому, с кем спорили?
- Трудно сказать, в какой мере на мое решение повлиял тот факт, что оно было принято публично. Думаю, если бы я внутри себя такое решил, то внутри себя же и нашел способ отменить решение. А еще в "Живом Журнале" интересуются: кто мне платит за то, что я пишу в своем блоге. Ответ очень простой: платят мне за мои выступления в совершенно других местах. Я сотрудничаю с несколькими сайтами, печатными изданиями, каналами интернет-телевидения и обычного телевидения. Большая часть моих выступлений бесплатна, но в тех местах, где я выступаю регулярно, а не от случая к случаю, мне эти выступления так или иначе оплачивают. Гонорары разные, но на жизнь вполне хватает.
"Многие вещи мне давались настолько легко, что я так и не научился всерьез работать"
- В детстве вы ощущали себя вундеркиндом?
- Трудно было не ощущать, когда все окружающие повторяли это по десять раз на дню. Но с годами я убедился: чудо-ребенку очень тяжело стать чудо-взрослым.
- Что же этому мешает?
- То же самое, что мешает хорошему спортсмену стать хорошим тренером. Хорошие тренеры чаще всего получаются из спортсменов не первого, а второго ряда. Потому что выдающемуся спортсмену какие-то вещи, нужные в его виде спорта, даются очень легко, и он может сосредоточиться на других элементах. Потом он может объяснить другим, как достиг того, что у него выходило с трудом, но совершенно не может объяснить, как тренировать то, что у него само собой получалось. У меня примерно та же картина. Многие вещи мне давались настолько легко, что я так и не научился всерьез работать. Мне повезло в том смысле, что я себе нашел подходящее занятие. С самого раннего детства и по сей день я делаю только то, что мне хочется. Но то, что мне хочется, получается так хорошо, что находятся желающие заплатить за это.
- Это правда, что в три с половиной года вы стали читать?
- Правда. Маме надоело читать мне вслух разные детские книги, и она сказала, чтобы я сам попробовал. Какое-то время родители объясняли, как читается та или иная буква. Я запомнил, как они читаются, и в три с половиной года начал читать по слогам, а к четырем - уже бегло. Позже, когда мне исполнилось одиннадцать, я начал изучать пятнадцатитомный энциклопедический справочник по машиностроению: его купил мой отец - по институтской специальности инженер-судомеханик. Этот справочник я одолел года за два. Когда чувствуешь, какой громадный опыт и какая смелая фантазия стоит за всякими техническими устройствами, это повергает в полный восторг. Но раздел, посвященный сопротивлению материала, я тогда только бегло пролистал, поскольку он опирается на те разделы математики, которых я еще не знал.
- У вас техническое образование?
- Да, я поступал на мехмат МГУ на отделение механики с расчетом перевестись через год на отделение вычислительной математики, поскольку еще в школе заинтересовался программированием. Так как конкурс на вычислительную математику был намного выше, чем на механику, я попытался обойти его, но не помогло. С теми баллами, которые я набрал, зачисляли лишь медалистов и жителей сельской местности. Медали у меня не было из-за конфликта с учителем истории и обществоведения. Но с экзаменационным листом МГУ я мог тотчас же, без дальнейших экзаменов, оказаться в добром десятке других вузов - их представители сидели в вестибюле мехмата и зазывали к себе. Что было делать? Мы с отцом позвонили маме домой, в Одессу. Мама сказала: ради МГУ она бы еще согласилась меня отпустить в столицу нашей Родины, но ради чего-то помельче - ни в коем случае. Знаете, чем отличается еврейская мама от арабского террориста? С арабским террористом можно договориться. В итоге я поехал в Одессу, и тут отец уговорил меня пойти по его специальности - в теплофизику. Сначала я поступил на факультет холодильной промышленности, а через год перевелся на теплофизический.
"В Интернет надо идти не ЗА знаниями, а СО знаниями"
- Зачем вы засоряете память всяким мусором? Все, чем она у вас нашпигована, можно почерпнуть в любом справочнике. В конце концов есть Интернет.
- В справочники я заглядываю постоянно. Такой забавный нюанс. Я уже довольно давно стараюсь всех, о ком упоминаю в своих выступлениях, называть по имени-отчеству. Естественно, все эти отчества я не знаю, а по мере надобности раскапываю их в Интернете и веду отдельный список уже найденных отчеств, чтобы потом не повторять раскопки. Известная шутка, что в случае краха Интернета всю погребенную в нем информацию можно будет восстановить из кэша в голове Вассермана - все-таки только шутка, хотя и лестная для меня.
В каком-то смысле Интернет вреден, наверное. Он обеспечивает легкий доступ к информации, притупляет любознательность и желание обратиться к первоисточнику.
- На самом деле Интернет дает не намного больше возможностей доступа к знаниям, чем хорошая публичная библиотека. Я с детства пользовался библиотеками, а лет с двадцати до тридцати проводил ежедневно немало часов в Одесской областной научной библиотеке имени Горького, да и потом часто в нее захаживал. Поэтому хорошо представляю, каковы возможности библиотек. Даже сейчас, при всем изобилии данных, выложенных в Интернет, я по проекту Дворца Советов почерпнул из библиотеки несравненно больше, чем до сих пор можно найти о нем в Интернете. Да и по оружию наибольшую часть того, что знаю, добыл из бумажных книг.
Конечно, в Интернете можно добраться до знаний быстрее. Но тут есть одна серьезная ловушка. Дело в том, что в Интернете великое множество разнообразных ошибок и заблуждений, иной раз даже опечаток. Один пример. В моем жилете двадцать шесть карманов. Как-то раз, отвечая на чей-то вопрос, я написал "двадцать восемь", и с тех пор это число гуляет по Интернету совершенно уже независимо от меня. Если вы не располагаете той самой общей картиной бытия, о которой я говорил, если не знакомы с закономерностями мира в целом и конкретной предметной области, то рискуете в Интернете наткнуться на какую-то совершеннейшую несуразицу и не сумеете даже заподозрить, что это ошибка. Поэтому даже в Интернет надо идти не ЗА знаниями, а СО знаниями.
А получить цельную картину мира с помощью Интернета вы не сможете именно потому, что в нем все знания разрознены и не систематизированы хотя бы в такой степени, в какой они систематизированы в библиотечной классификации. Это, кстати, беда великого множества самоучек. Мне тоже много раз приходилось обнаруживать у себя колоссальные пробелы в знаниях, потому что учился я самостоятельно и бессистемно. Конечно, стараюсь по мере сил восполнять эти пробелы, но очень часто восполняю их только после того, как мне на них укажут. Поэтому начинать надо с систематического образования. Ну а что касается якобы легкодоступности знаний - аналогичные соображения высказывались, когда книги стали печатать, а не переписывать от руки. В этом плане мир не меняется. Одна из фраз, которые я очень люблю цитировать: "Нынешняя молодежь любит роскошь, имеет плохие манеры, презирает авторитеты". Это сказал Сократ.
"Поскольку я человек очень любознательный, то помню многое"
- Вы тренируете память?
- Я никогда не тренировал ее специально. Со многими мнемоническими приемами знакомился, но редко когда ими пользовался. Единственное, что я помню с помощью мнемонических приемов - первые знаки чисел "пи" и "е". Мнемонические приемы для числа "пи" все знают, а мнемоника для числа "е" - два, семь и дважды Лев Толстой. Лев Толстой родился в 1828 году. Таким образом получается: 2,718281828459045. Последние цифры запоминаются с помощью Дня Победы.
Помогает еще и естественная любознательность. Да в конце концов я на собственном опыте убедился: то, что человека действительно интересует, запоминается само собой, без специальных усилий. Поэтому, когда читаю, например, оружейные справочники А.А. Благонравова или А.Б. Жука, очень многие технические характеристики описанных там образцов оружия и патронов остаются в голове без специального зазубривания. В то же время я не раз замечал: когда меня переставала интересовать какая-то область деятельности, я быстро забывал то, что раньше мог посреди ночи спросонок вспомнить. И дело тут вот в чем. В мозгу так или иначе фиксируется все, что через него проходит. Наша память ограничена не емкостью мозга. Она ограничена, во-первых, пропускной способностью каналов восприятия - то есть, скажем, всю Ленинскую библиотеку за одну жизнь явно не прочесть, даже если очень хочется. И второе, чем ограничиваются возможности памяти, - вспоминание. Даже если что-то лежит в мозгу, оно вовсе не обязательно всплывает по первому требованию. То, что вас интересует в данный момент, вы легче вспоминаете именно потому, что вспоминали уже не раз, что пути к этой части знаний хорошо накатаны. А поскольку я человек очень любознательный, то помню многое.
"Накопился обширный список вещей, которые приходится держать при себе постоянно"
- Вот этот ваш жилет со множеством карманов - он где-то куплен или пошит на заказ?
- Я думаю, что это несомненно великий математик. Очень надеюсь, что у него хватит сил сделать еще что-то интересное. Но даже если не хватит - того, что он уже сделал, достаточно, чтобы войти в историю и занять в ней весьма почетное место.
- Что такое интеллект? Это в значительной степени ум или эрудиция?
- Эрудиция - только сырье для работы ума. Сама по себе она ничего не дает. То, что я говорю и пишу, я делаю на основе ума, а не эрудиции. Эрудиция позволяет уму работать эффективнее. Но надобность в самом уме ею не отменяется.
- Как вы относитесь к десяткам шуток, баек, бредней, которыми окружено ваше имя?
- Отношусь ко всему этому в соответствии со старинной молитвой, которую приписывали многим замечательным людям: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпение перенести то, что я не могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого". Я знаю, что не могу изменить мифологию, сложившуюся вокруг меня. Значит, я должен ее терпеть.
- У Анатолия Вассермана семь мозгов: один в голове, пять рассованы по карманам и один в бороде.
- Анатолию Вассерману не нужен Интернет - у него есть память.
- Гугл и Википедия - всего лишь частные случаи мимолетной задумчивости Анатолия Вассермана.
- Хомячок Анатолия Вассермана получил второе высшее образование.
- Анатолий Вассерман отказался быть президентом Земли. Он не разменивается по мелочам.
- Анатолий Вассерман не знает значения фразы "Анатолий Вассерман не знает".
- В жилет Анатолия Вассермана встроен металлический каркас для поддержки тридцатикилограммового мозга.
- За один час работы мозг Анатолия Вассермана потребляет энергию, которой хватило бы для отопления трех детских садов.
- Раз в год Анатолий Вассерман сбрасывает жилет и на несколько часов становится глупым и беззащитным.
- Анатолий Вассерман может взглядом сканировать штрихкод и прожигать DVD.
- Досрочный ответ Анатолия Вассермана - единственный случай превышения скорости света в макромире.